Версия для печати
10 июля 2023
Что нужно знать о средствах индивидуальной мобильности

Что нужно знать о средствах индивидуальной мобильности

Не секрет, что с наступлением благоприятных погодных условий на наших улицах, тротуарах, скверах, парках массово увеличивается число граждан управляющих электросамокатами, электроскейтами, моноколёсами и другими устройствами. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022г. № 1769, внесены дополнения в ПДД. С 1 марта 2023 года, в ПДД появился новый термин – «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), в него вошли электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электроскейты, моноколёса и другие устройства.

Больше всего получило распространение такое средство для передвижения как электросамокат. Водительские права на управление электросамокатом (СИМ) не нужны. Транспортным средством электросамокат (СИМ) не является.

В 80 % случаев, человек управляющий электросамокатом не знает ПДД, скажу больше элементарно не знает где и как, каким образом он должен передвигаться на электросамокате.

По сути мощность двигателя электросамокат как устройства может варьироваться как правило от 0,2 кВт до 4 кВт и более.

Если мощность двигателя электросамоката будет превышать 0,25 кВт то его технически можно приравнять к мопедам. Мопед в соответствии с ПДД  — это двухколесный транспорт с двигателем, мощность которого 0,25-4 кВт.  Но один маленький нюанс -  для езды на мопеде нужны водительские права.

Как правило, если двигатель мощность которого составляет 0,25-4 кВт то он приравнивается к механическим транспортным средствам категории L1 согласно классификации транспортных средств установленной  Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Однако, Технический регламент Таможенного союза 018/2011, устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие Технический регламент Таможенного союза 018/2011, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Соответственно, при ввозе и выпуске в оборот на территории РФ транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, обязательно должны иметь сертификат о соответствии с учетом требований Технического регламента Таможенного союза 018/2011. Обязаны подаваться документы об оценке соответствия требованиям технического регламента: одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Однако согласно официальным данным Росакредитации в большенстве случаев электросамокаты по факту декларируются в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 020/2011 (электромагнитная совместимость технических средств) как технические средства, не подлежащие обязательной сертификации. Электросамокаты являются изделиями группы продукции ЕАЭС как Технические средства, не включенные в перечень продукции, подлежащей сертификации (Технический регламент Таможенного союза) к ТР ТС 020/2011. Соответственно техническое изделие электросамокат (с учетом его номинальной максимальной мощности электродвигателя не превышающей 4 кВт.) никак нельзя относить к транспортным средствам. Это технические средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии со ст. 15  "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Как указано выше электросамокате ввозимые из-за рубежа не могут являться транспортными средствами так как они являются техническими средствами, не подлежащими обязательной сертификации в соответствии Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018/2011).  Электросамокаты декларируются в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 020/2011).

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что лицо, передвигающееся на электросамокате (СИМ) управляет не транспортным средством. У него нет ОСАГО (законодательно не предусмотрено). В большинстве случаев у лица, передвигающегося на электросамокате (СИМ) нет водительского удостоверения (экзамены на знание ПДД он не сдавал).

Рекомендация: Для возможности предоставления в компетентные органы доказательств отсутствия Вашей вины в произошедшем ДТП (виновное лицо, передвигалось с помощью электросамоката (СИМ)), будет видео фиксация самого момента ДТП, показание очевидцев (свидетелей) произошедшего ДТП. Потому как это одно из самых эффективных доказательств, в случае необходимости определить виновное лицо в произошедшем ДТП.

Адвокат в Анапе Надежная адвокатская защита | все виды юридических услуг

Адвокат Шум Юрий Владимирович за время своей трудовой деятельности накопил уникальный, профессиональный опыт работы в сфере юриспруденции. Общий юридический стаж c 1999 года, адвокатский стаж с 2007 года. Огромный опыт позволяет успешно разрешать широкий круг правовых вопросов и дела различной категории в городе Анапа и других городах Краснодарского края, а также рассматриваются заявки на услуги адвоката из других регионов РФ.

Адвокат Шум Юрий Владимирович

Телефон адвоката в Анапе: +7-918-450-58-58

Анапа, ул. Промышленная, 9 офис №1 (2-й этаж)

advokat-shum.ru info@advokat-shum.ru