Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться - подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Это означает, что вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (нарушителю потребительского права). При обращении в Роспотребнадзор с жалобой на неправомерные действия продавца товара (исполнителя услуг) потребителю необходимо в обязательном порядке приложить к заявлению документы, подтверждающие взаимоотношения с субъектом предпринимательской деятельности (договор, квитанции, чеки). Обязательно предоставить подтверждение вручения обращения (претензии) или отправки его по почте, также при наличии приложить ответ на претензию, переписку. Желательно к обращению или заявлению в Роспотребнадзор приложить акт проверки качества товара, экспертное заключение, фотографии.
Обращения или заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Анонимные обращения или заявления, либо заведомая недостоверность сведений содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращения, содержащего заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.